Центр полевых исследований

Центр полевых исследований

НАБОР ПРОДЛЕН ДО 20 МАЯ!

Дорогие друзья! На связи Центр полевых исследований. В этом году мы не являемся мастерской на Летней школе и не будем присутствовать на поляне. В этом году мы будем проводиться полностью... в Дагестане!

А теперь подробнее. С 22 июля по 7 августа в Дагестане пройдет социологическая экспедиция Центра полевых исследований ЛШ и Группы исследований миграции и этничности (mer-center.ru, рук. Е.А.Варшавер, к.с.н., доц. НИУ ВШЭ,с.н.с. РАНХиГС), существующей на базе РАНХиГС. Экспедиция называется "Роль национальностей в Дагестане в прошлом и настоящем" и будет посвящена релевантности этнической классификации по национальностям в республике с 1980-х до настоящего времени. Сбор данных будет осуществляться методом интервью в рамках подхода, известного как "устная история". Участники экспедиции - в Махачкале и других населенных пунктах Дагестана - возьмут каждый до 10 биографических интервью с жителями республики, на основании которых затем будет реконструирована социальная реальность в те или иные временные периоды. Первичный анализ также предполагается осуществить в ходе экспедиции. Собранные данные затем предполагается использовать для научной работы, ведущейся сотрудниками Группы, однако также они могут затем быть использованы участниками экспедиции для их учебных или научных работ. Предполагается самостоятельная подготовка к экспедиции на основании текстов, а также 1,5-дневный "курс молодого социолога", который пройдет уже в Дагестане, в первые два дня экспедиции, и в ходе которого будет обсуждаться прочитанное, "тренироваться" гайд, а также обговариваться непосредственный дизайн исследования. Предполагается базироваться в частном доме на берегу Каспийского моря рядом с Махачкалой, а также - в небольших группах на 1-2 дня - выезжать в села.

К участию приглашаются преимущественно студенты факультетов социальных и гуманитарных наук российских вузов, интересующиеся вопросами этничности и уже имеющие опыт участия в исследовательских проектах, однако будут рассмотрены все заявки, и, если Вы не студент или не имеете исследовательского опыта, но чувствуете, что эта экспедиция - для Вас, Вы тоже можете податься. Предполагается серьезная полевая работа, поэтому другое - важное - качество потенциального участника экспедиции - это собранность, коммуникативность, дисциплинированность и внимательность к социальному контексту.

ВНИМАНИЕ! ПОДАЧА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕ ЧЕРЕЗ САЙТ ЛШ! Для того, чтобы податься, в срок до 20 мая на адрес center.migration.ethnicity@gmail.com нужно прислать следующие документы:

(1) резюме,

(2) "видеовизитку" - 2-5 минутный ролик, в котором Вы рассказываете о себе, описываете свой исследовательский опыт (включая опыт интервью) и рассказываете, почему вы хотите поехать в экспедицию (МОЖНО ПРИСЛАТЬ И "КЛАССИЧЕСКОЕ" МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО, НО ПРИСЛАТЬ "ВИДЕОВИЗИТКУ" НЕОБХОДИМО),

(3) один-два академических текста (при наличии), из которых можно понять, как вы пишете

Организаторы экспедиции покрывают проживание, перемещение по республике и питание на экспедиционной базе (завтраки и ужины), участники самостоятельно оплачивают проезд до места проведения экспедиции. ВНИМАНИЕ! В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ В СОСТОЯНИИ ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД ДО ДАГЕСТАНА, ВЫ МОЖЕТЕ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА СУБСИДИЮ. Для этого в теле письма коротко опишите свою ситуацию, укажите, сколько стоит проезд, откуда Вы едете, а также нужна ли Вам полная или частичная субсидия проезда, и, если Ваша кандидатура нас заинтересует, мы рассмотрим возможность просубсидировать Ваш проезд, однако здесь надо понимать, что "соревноваться" за участие в экспедиции вы будете с другими претендентами на субсидию, и конкурс может быть выше.

До 1 июня вы получите ответ по результатам первого тура отбора, второй тур (до которого дойдут не все) предполагает собеседование и пройдет в срок с 1 по 15 июня (лично, в случае, если Вы в Москве и по зуму, если Вы в другом городе). 15 июня будет финальное решение.

А теперь немного контекста. С 2011 года мы в рамках Центра полевых исследований и вне этих рамок проводим экспедиции. Где мы только ни были. Скажем, в 2018 году мы изучали этничность на Средней Волге, в 2019 году - в Карелии и Калмыкии. С 2021 года экспедиции проводятся в Дагестане. Всякий раз (кроме ковидного года) мы базировались на ЛШ, потом выезжали "в поле", потом возвращались обратно. В этом году стало понятно, что это слишком сложно и лучше провестись в Дагестане от начала до конца, однако мы - все тот же Центр полевых исследований.

Составить представление об экспедициях (о тематика, подходах и атмосфере) можно по вот этим материалам:

Интервью с директором ЦПИ (2018 год)

Интервью с директором и участником ЦПИ (2022 года)

Сборник студенческих научных работ по результатам экспедиции ЦПИ 2021 года. В конце сборника фотографии и отзывы участников!

Статья, написанная на основании данных, собранных в ходе экспедиции ЦПИ 2022 года.

Телеграм-канал директора ЦПИ про этничность.

Экспедиции - это лучшее время в жизни исследователя. Ждем отличных заявок, предвкушаем интересную работу и отличное, яркое время в Дагестане!

А вот подробное описание научного проекта, к участию в котором вы приглашаетесь:

Релевантность классификации по национальностям в Дагестане в период «расцвета национальностей» в 1980-х - 1990-х.

Исследование, в теоретическом смысле базируясь на «повороте к категоризациям» в конструктивистских исследованиях этничности, обращается к теме «судьбы» советских национальностей в Дагестане на отрезке времени, начиная с 1980-х, которые принято считать началом времени расцвета национальностей в Дагестане, и заканчивая настоящим периодом, когда регулирующая роль национальностей предположительно существенно снизилась.

«Советские национальности», в качестве полноценной официальной классификации будучи «представлены» населению Дагестана в 1920-х (затем эта классификация была существенно модифицирована в конце 1930-х), были восприняты им неоднозначно. Там, где официальные классификации совпадали с вернакулярными – рецепции, предположительно, были «гладкими», в сообществах, население которых к соответствующим вернакулярным категориям традиционно себя не относило, восприятие этих категорий и всей национальной рамки могло быть более отстраненным, а сами категории не становились категориями идентификации. События последующего времени – массовые депортации и перемещение населения, классификаторно базирующиеся на национальностях, прочая мобильность населения и урбанизация, создававшая новые социальные контексты, в которых «национальности» становились фактической основой для социальных взаимодействий, официальное и неофициальное распределение благ исходя из национальной принадлежности – все это «оживляло» национальности, перемещая их из учетных категорий в категории повседневного классифицирования и делая важным регулятором социальных взаимодействий и отношений. Постепенное ослабление государства и изменение «правил игры», происходившие начиная с 1980-х, к концу десятилетия ставшие лавинообразными и закончившиеся распадом Советского Союза и соответствующего ему социального порядка – создали институциональный вакуум, который должен был быть чем-то заполнен. В этот момент «на авансцену» выходят советские национальности. Возникают разнообразные общественные организации, выступающие от лица «народов» (соответствующих национальностям), создается Госсовет, официальный орган, «репрезентирующий» национальности. Организуются неформальные коалиции, частично «привязанные» к национальностям. В 1990-х и позже городах происходит «замена» населения («русские» дагестанцы массово уезжают, «освобождая место» переселенцам из сельской, в том числе горной, местности), в результате чего – вновь, и, возможно сильнее, чем в советское время – именно национальности оказываются способом ориентации в городском пространстве. Такое положение вещей, однако, постепенно заканчивается – с «возвращением» государства, приходом ислама и связанной с ним альтернативной классификаторной рамкой, а также фактической культурной унификацией «на плоскости». В данный момент роль национальностей как регулятора социальных отношений оказывается все меньше.

В ходе экспедиции будут собраны данные, касающиеся роли национальностей в дагестанском обществе начиная с 1980-х годов. Методом глубинных биографических интервью, взятых у людей, бывших в этот период в «сознательном» возрасте (т.е., годы рождения – 1965 и раньше) – дифференцировано по поприщам и типам интеракций (прием в учебные заведения, знакомства со сверстниками в районе проживания, в спортивной секции, участие в общественных движениях, разговоры о потенциальных невестах и женихах) – будет исследована роль национальностей на протяжении последних четырех десятилетий и, соответственно, изменение этой роли. Гайд интервью предполагает постепенное «прохождение» по эпизодам биографии человека и «накладывание» этих эпизодов на временную ось (т.е., каждый эпизод будет атрибутирован определенному периоду) с последующей реконструкцией роли национальностей в 1980-х, 1990-х, 2000-х, 2010-х и сейчас. Будут использоваться специальные методы для работы с памятью и вспоминанием из арсенала устной истории. Будет собрано порядка 100 глубинных интервью в Махачкале и районах. Эти интервью будут частично транскрибированы а основные факты из них помещены в специальный документ, кейсбук. На этом "обязательная" часть экспедиции заканчивается. Затем - уже после экспедиции - предполагается транскрибирование и более детальный анализ материалов, а также написание на этой основе работ, и участвовать в этом возможно, однако уже в рамках иных - не связанных с экспедицией - договоренностей.

Почта по всем вопросам


Евгений Варшавер Директор

skype: e.varshavere@letnyayashkola.org

telegram: @EAV747


Наталия Иванова координатор

Где ещё в Интернете
http://mer-center.ru/



Партнёры

Группа исследований миграции и этничности РАНХиГС

Экспедиция

-

Даты проведения

4-6 циклы: с 21 июля по 5 августа

Возрастные ограничения
от 18 лет
Кого ищут
Студенты факультетов социальных наук