Картинка к важной новости

Фото: Наталья Булдакова

14 августа 2023 г.

«Когда я приехал в Россию, это расширило мое восприятие мира»

Мы поговорили с Вахидом Сафи, участником мастерской «Образование», приехавшим из Ирана. Вахид поделился с нами впечатлениями от жизни в Санкт-Петербурге и России в целом и объяснил, почему ему так сильно нравится «Летняя школа» и ее сообщество. А также рассказал нам об обучении на мастерской и о своем видении миссии учителя.

Корреспондентки Пресс-избы вели разговор на двух языках: русском и английском. Для лучшего понимания интервью мы привели весь текст к единому формату: перевели его на русский и отредактировали некоторые неясные места.

Расскажи немного о себе, пожалуйста.

Меня зовут Вахид, я из Ирана и уже почти год я живу в России в Санкт-Петербурге. Я учусь в аспирантуре в Политехническом университете на факультете «Машиностроение».



Ты рассказал нам, что уже 10 месяцев находишься в России. Можешь ли ты назвать три вещи, которые отличают Россию от Ирана?

Это ваша культура [поднимает руку на уровень лба — прим. ред.], а это — наша [опускает руку на уровень шеи — прим. ред.]. Я много путешествовал по другим странам и [могу сказать, что] ваша культура общения очень высокая в сравнении с моей страной. Люди ведут себя очень цивилизованно. Это первое.

Например, во время вождения на дороге: водители и пешеходы всегда уважают друг друга. В городе [на улице] никто не курит. Вообще, когда я сравниваю Россию и Иран, я понимаю, что Санкт-Петербург более чистый. Меньше мусора на улицах. Люди здесь следуют правилам: возможно, из-за страха получить штраф, но мне кажется, что это просто часть вашей культуры.

Второе — это то, что здесь больше читают. В моей стране люди часто сидят в телефонах. А в России большинство читают книги.

В Иране почти не читают?

Иногда читают, но это не часть нашей культуры. В России же это нормально: люди часто ездят в метро с открытой книгой. Это отлично! Они не тратят свое время впустую.

Когда я планировал переезжать в Россию, большинство знакомых из США, Канады, Германии спрашивали меня: «Почему Россия? Много же других стран в Европе, есть же Америка, Канада». Они говорили, что есть варианты лучше, чем Россия, хотя мало знают о ней. И у меня тоже было мало представления о вашей стране. Но когда ты сюда приезжаешь, ты понимаешь, что все отличается — но в хорошем смысле, а не в плохом. Уже в Петербурге я позвонил моей семье и сказал: «Да, я в России! Здесь лучше, чем во многих других европейских странах или в США». Потому что здесь есть много и западного, и восточного — [получается] как бы комбинация. В исключительно западных странах люди не заботятся друг о друге, они просто концентрируются на своей жизни, потому что это более индустриальные страны.

Получается, что Россия развитая страна, как на Западе, но при этом тут есть и добрые, общительные люди, как на Востоке.

Когда я приехал в Россию, это расширило мое восприятие мира. Здесь вообще все по-другому. Я не знаю, как это работает в других регионах России, но в Санкт-Петербурге я встречаю очень добрых людей. Они поддерживали меня как гостя. Я понял, что у русских нет разделения на «своих» и «чужих». Так же, как они заботились о соотечественниках, они заботились и обо мне.

Твой опыт на «Летней школе» такой же, как в Санкт-Петербурге? Такое же ли здесь сообщество?

Я узнал о «Летней школе» через подругу — и мне захотелось поехать сюда, чтобы выяснить, что тут происходит. Я сказал мастерской «Образование», что очень хочу быть среди русских людей, чтобы больше узнать об их культуре. И они [организаторы мастерской] были очень добры ко мне и позволили приехать сюда. Я очень рад этому!

Когда ты планируешь уезжать куда-то на 7–10 дней, это чувствуется иначе, чем когда ты кого-то встречаешь на улице и недолго с ним общаешься. Тяжело адаптироваться. Я говорил своему брату [об опасениях перед поездкой на ЛШ]. Я боялся, что для русских я могу быть чужаком и они не станут со мной общаться, потому что я могу показаться им скучным. Еще я опасался, что буду стоять в стороне и никто не будет со мной разговаривать — особенно из-за того, что я не очень хорошо знаю русский. У меня был такой образ мышления: в моей стране иностранцу тяжело влиться в коммьюнити. Тогда мой брат сказал: «Не переживай! Если ты туда поедешь, это будут лучшие 10 дней в твоей жизни». Вчера или позавчера я позвонил ему и ответил: «Это [действительно] лучший опыт, который у меня был. Я хочу здесь остаться на целое лето! Тут очень хорошие, добрые, поддерживающие, приятные люди. Они не позволяют мне чувствовать себя одиноким здесь». Реальность оказалась прямо противоположной моим ожиданиям. Потому что в России ко мне относятся не как к чужаку. А как к личности.

В России есть настоящая культура. И тем, у кого более низкая культура или плохой бэкграунд, [здесь может быть] тяжело. Когда такой человек приезжает в Россию, можно гарантировать, что он может [случайно] сделать что-то неуважительное или раздражающее.

Вот почему я так счастлив: здесь меня не судят по моему бэкграунду иностранца из ближнего Востока. И это так бесценно, так дорого для меня.

Когда я приехал на ЛШ, все ко мне подходили и спрашивали: «Откуда вы? Что вы делаете здесь?» Именно они подходили, чтобы пообщаться. Потому что я немного стеснительный, боюсь подходить к людям и говорить что-то в духе: «Привет! Меня зовут так-то, я хотел бы с тобой подружиться». Но все было иначе, они подходили и говорили: «Присоединяйся к нам, мы собираемся поиграть вместе!»



Какие у тебя есть сложности на «Летней школе»?

Единственная проблема здесь заключается в том, что у меня уже много грязной одежды. И здесь ее негде стирать: нет стиральной машины. Это проблема. Еще, что я прямо ненавижу, — это когда жарко.

Ты из Ирана и не любишь, когда жарко? Ого!

Потому что я домашний мальчик, я особо не выхожу на улицу. По этой причине мне очень нравится Петербург: там всегда холодно и идет дождь. Это идеально!

Давай вернемся к «Летней школе»: как тебе еда здесь?

Я не хотел бы давать какой-то негативный комментарий, поэтому просто расскажу ситуацию. Я никогда не пробовал русскую еду и уже объяснил это моему ментору здесь. В Петербурге я много предлагал своим друзьям попробовать традиционную русскую еду в ресторане, и они отвечали: «Нет, мы пока не хотим». Поэтому у меня не было такого опыта раньше. Я просто слышал о таких блюдах, как борщ, щи, блины и так далее. Когда я приехал сюда, то привез с собой много снэков.

Из Ирана?

Нет, из Петербурга, но из Ирана я тоже взял. Шоколад, фрукты и прочее. И я взял с собой слишком много, потому что боялся, [что буду тут голодать]. В первые два дня, когда я пробовал еду [с полевой кухни], я удивился. Она была безвкусной! У меня спросили [участники мастерской]: «Почему еда безвкусная?» И я ответил: «Ну, в ней нет соли, нет перца. Как это глупо!» И тогда мне ответили: «Ты же можешь добавить специи в твою еду! [Просто они находятся на отдельном столе]». Два дня я не знал, что у меня есть такая возможность! Я просто ел еду без всего. Мой брат сказал [в телефонном разговоре]: «Ты здесь не для того, чтобы есть еду или сильно беспокоиться о желудке». Атмосфера здесь важнее всего.

Примечание редакции: после интервью Вахид угостил нас сушеной вишней с солью, которую привез из Ирана. Мы, в свою очередь, тоже были удивлены спецификой иранской кухни — хотелось бы в эту соль добавить хотя бы немного вишни. Новые вкусовые ощущения — это всегда здорово!

Расскажи, пожалуйста, как ты начал заниматься образованием? Почему тебе интересна эта сфера?

Потому что мне очень нравится работать учителем. Когда я еще жил в Иране, я был преподавателем в университете и учителем математики и физики в разных школах. Мне нравится работать с детьми и студентами. Я очень хочу работать как учитель в школе. И я поехал на «Летнюю школу», потому что здесь собираются учителя и делятся своим опытом. Оказаться здесь — это хорошая возможность думать больше о преподавании в качестве российского учителя.

Что ты делаешь на мастерской «Образование»?

На нашей мастерской есть четыре направления, я нахожусь на «Мягких навыках». Этот трек о том, как правильно общаться с учениками, и о науке, стоящей за образованием. Мы изучаем отличие [современного] образования от того, что было в прошлом. Раньше можно было заставить своих учеников делать домашние задания будучи просто строгим с ними. Сейчас дети больше заинтересованы в видеоиграх, тратят впустую свое время на что-то другое. Они не сфокусированы на обучении.

Наша программа показывает, что есть другие способы мотивировать учеников к действию.

Этот трек о том, как поощрять учеников, делать их более заинтересованными. Каждый день у нас есть занятия с приглашенными лекторами или нашим ментором. Мы разговариваем о том, какие цели мы хотим достигнуть в нашем преподавании, какой план есть для наших курсов, какой методологией мы пользуемся. Каждый день, даже когда у нас нет приглашенных спикеров, люди в нашей группе говорят о своем опыте. Каждый день здесь я узнаю что-то новое, учусь чему-то.

Каким проектом ты занимаешься на мастерской?

Проблема [современного образования] заключается в том, что раньше в образовательной системе были шаблоны. Все старались привести учеников к одной норме, они должны были заучивать большие тексты. Кто-то запоминал быстро, кто-то долго. И ожидалось, что каждый ученик должен быть хорош во всем. Но сейчас нам стало ясно, что это неверно. Неправильно накладывать шаблон на человека и пытаться сделать всех похожими друг на друга. Это плохо.

Поэтому лично мой проект заключается в поиске того, какие цели я преследую в моей работе учителем. Я объяснял [участникам мастерской], как я вижу мир и как от этого зависит моя методика работы с учениками. Приведу пример. Я много путешествовал, это было моей мечтой. И у каждого ученика есть своя мечта: быть доктором, инженером, актером… Это все равно что сказать: «Я хочу путешествовать». Если ты как учитель выяснишь, какой талант есть у твоего ученика, ты будто бы найдешь его предназначение, его путь. Если ты знаешь, что у ученика хорошо получается общаться, или он хорошо решает математические примеры, или хорошо рисует, или он талантлив в актерском мастерстве, ты уже знаешь его предназначение.

Как учитель я стараюсь выяснить одаренность человека. Потому что у каждого есть талант.

Когда ты знаешь, в чем талантлив ученик, становится легко мотивировать его. Ты даешь пример [какого-то человека, который многого добился в жизни], который мотивирует. Потом ты говоришь с родителями ученика о том, чтобы они его поддержали [в стремлении развивать талант]. Я хочу, чтобы у каждого была хорошая жизнь в этом мире. Когда один помогает другому, и тот помогает ему в ответ. Не знаю, как это назвать. Может быть, карма?



Как ты думаешь, что делает учителя профессионалом? Какие качества у него должны быть?

Это зависит от того, какой конкретно перед нами учитель. Если нам нужно залезть на гору, то для этого путешествия нам нужен лидер. И учитель — это лидер. В этом случае он скажет: «Ступай по моим следам». Если ты знаешь, чего ты хочешь от жизни, как ты видишь мир, ты уже знаешь дорогу и приглашаешь других идти за собой. Ты как хороший учитель уже понимаешь, что случилось и как ты можешь помочь другому.

Еще тебе как учителю нужно быть бережным, даже если ты говоришь хотя бы одно слово. Даже одно — плохое или хорошее — слово может оказать большое влияние на учеников. У меня уже был такой опыт. Однажды я сказал одно предложение моему ученику, и после двух или трех лет он поделился со мной: «Те слова изменили мою жизнь». Слова могут быть и опасными, и полезными. Учителю нужно быть очень бережным в отношении своих слов или действий. Одним предложением ты можешь разрушить мечту ученика.

А можешь поделиться, пожалуйста, этой историей?

Когда я преподавал в университете, у меня был ученик с дефектом ноги: он ходил с трудом, при помощи трости. Он использовал этот недостаток как преимущество, чтобы не учиться и вызывать жалость и сострадание профессоров. [На одном из занятий] студенты должны были говорить на тему, связанную с курсом, в течение 10 минут. Когда подошло время его презентации, он спросил меня: «Можно ли мне сесть на свое место и дать объяснение?» Я ответил, что нет и он должен стоять перед другими студентами, как и все остальные. Он не ожидал моей реакции: даже не смог нормально прочитать текст.

Когда он закончил, я спросил: «У вас сломана нога? У вас и мозг неисправен? Ваш язык тоже неисправен? Вы не только не получите зачета за презентацию, но вам придется повторить попытку в следующем семестре».

Я сказал ему, что прятаться за недостатками — это не искусство и так успеха не добьешься.

Есть много людей, которые являются предпринимателями или спортивными чемпионами, несмотря на их физическое состояние. Почему бы ему не использовать этот недостаток как мотивирующий фактор, чтобы показать свои способности?

Позже я узнал, что этот человек устроился почтальоном в административные отделы университета. Теперь ему нужно много ходить и стоять! Однажды он увидел меня и сказал, что если бы я относился к нему так же, как другие профессора, он бы никогда не обрел уверенность в себе. Он сказал, что теперь вместо жалости получает от людей уважение: «Вы разбудили меня этим шоком, и я благодарю вас».

Вообще быть хорошим учителем очень тяжело. Иногда ты чувствуешь, что ты будто бы играешь с жизнью другого человека. Например, если врач сделает ошибку, он может убить кого-то. И ты, подобно врачу, можешь тоже убить человека — но не его тело, а его душу. Это очень опасно. Ты можешь прийти в класс с улыбкой или быть серьезным. У тебя два разных настроения — и ты получаешь два разных класса.

Как учителю тебе нужно сначала поработать над собой, чтобы понять, чего ты хочешь. И только после этого ты становишься достаточно мудрым.

И потом ты можешь сказать: «Я понимаю, как учить и благодарить людей. Я нашел путь в моей жизни. Я успешный человек с достаточно большим жизненным опытом. И теперь я могу помочь тебе следовать моим правилам и пройти этот путь». Быть учителем — очень сложно. Возможно, некоторые люди это не замечают. Они думают, что [твоя задача] — это просто заставить человека выучить формулу или текст. Но на самом деле ты всегда находишься в контакте с людьми. И они воспринимают тебя как ролевую модель.


Текст: Нора Семиврагова

Фото: Наталья Булдакова

Редакторы: Антонина Широких, Алина Саркисян, Алена Перцева

Верстка: Алина Саркисян