Картинка к важной новости

Фото: Слава Замыслов

23 января 2020 г. «Пресс-изба»

F.A.Q. «Летней школы»: Как заполнить заявку на открытие мастерской?

Председатель РОО «Летняя школа», сооснователь «Летней школы» и научный руководитель мастерской «Образование» Юрий Романов — о том, как правильно заполнить заявку на открытие мастерской.



Прием заявок на открытие мастерских «Летней школы»-2020 заканчивается 3 февраля. Подробно об открытии мастерских.


Здравствуйте, друзья. Меня зовут Юрий, моя фамилия Романов. Я довольно долго занимаюсь «Летней школой», и сейчас говорю от имени Группы набора мастерских, которая занимается непростым делом — приемом заявок на открытие мастерских и отбором из этих самых заявок тех мастерских, которые будут открыты в сезоне 2020 года. Сегодня у нас с вами довольно простая с одной стороны, и довольно короткая с другой, и одновременно довольно такая… хитрая с третьей стороны задача: мы посмотрим заявку на открытие мастерских, я ее чуть-чуть прокомментирую.

Поэтому я очень советую перед тем как начать слушать этот подкаст, открыть заявку, потому что дальше я буду идти прямо по ее тексту, комментируя те места, которые могут вызывать проблемы.

0 — Название мастерской

(00:55) Начинается заявка с фразы «Название мастерской пишите здесь». Ровно это и надо сделать: придумайте какое-нибудь название. Помните, что вас так будут называть, и в общем, оно желательно должно быть короткое — не надо сооружать название в четыре-пять слов. И оно должно быть как-то отражающее содержание того, чем вы будете заниматься.

В заявке есть пояснительный текст. Он призван просто пояснять какие-то моменты, которые могут быть не до конца понятны. Когда вы будете финализировать заявку, этот текст можно просто стирать.

Сразу три главных, наверное, вещи, по поводу которых надо решиться, когда думаете об открытии мастерских. Первая вещь — с кем вы делаете мастерскую. Мастерскую можно, конечно, чисто теоретически, сделать в одиночку, но там вероятность провала примерно процентов 95. Просто потому, что никто никогда не способен быть на связи, ну и еще масса других причин. Поэтому нужна команда. В этой команде, как правило, должен быть кто-то, кто связан с «Летней школой», и точно должен быть человек, который отвечает за содержание мастерской, и тот, кто отвечает за организацию — то есть главный моторчик.

Итак, первый момент, с которым надо определяться — это команда.

Второй момент — для кого вы делаете мастерскую, на какую аудиторию, и зачем этой аудитории вы нужны. Это, пожалуй, самая сложная история на подумать; и о ней надо подумать в первую очередь.

Третий момент — что такого ваша мастерская несет, чего нету больше нигде. Ну или почти больше нигде. В чем уникальность вашей программы? Какие дефициты существующего общества эта программа закрывает? Вот это три главных стартовых момента: с кем, для кого, и почему это так хорошо.

Ну а дальше мы можем прямо идти по заявке.

1 — Директор и координаторы

(02:44) Первый раздел заявки: «Директор и координаторы». Там указано, что в координационном ядре мастерской должно быть как минимум три человека. Как они будут делить между собой полномочия — это вопрос второй, но из них должен быть кто-то главный. Главный с точки зрения «Летней школы»: то есть, нам должно быть понятно, с кем мы держим коммуникацию. И, соответственно, именно этот главный будет называться директором, хотя на практике, полномочия директора и двух координаторов могут быть, ну, хоть одинаковыми. Это уже, как вы решите. К каждому из этих пунктов есть некоторое количество информации, вам интересной. Комментировать здесь, наверное, нечего.

Единственное что, там есть третий пункт «опыт на “Летней школе”». Это нам нужно для того чтобы просто понимать, насколько вы разбираетесь в том, что происходит на «Летней школе», потому что это место специфическое. И, соответственно, после этого нам будет легче и проще принимать решение.

Человек, у которого нет никакого опыта пребывания на «Летней школе» может поступить тремя способами.

Первый способ: покидать сообщения в летнешкольные сообщества (в ту же самую Группу открытия мастерских, и мы дальше переправим) с идеей мастерской, что вот у меня есть такая идея, и я хочу ее реализовать, не может ли кто-то из опытных летнешкольников со мной вместе над этой идеей поработать. То есть, заняться таким рекрутингом внутри летнешкольного сообщества.

Второй вариант: он может все-таки самостоятельно решить, что он войдет в «Летнюю школу» со своей идеей. И это в принципе нормально, такие примеры были. Хотя, не все они были удачны. И специально для координаторов будет потом сделана учеба, которая расскажет им, что и как на «Летней школе» происходит. Ну, в любом случае, это возможный вариант.

Ну и третий вариант: отказаться. Но это какой-то такой плохой вариант, поэтому давайте оперировать первыми двумя. Наличие опыт на «Летней школе» — это очень хорошо, но это не обязательно. Хотя, неплохо было бы, чтобы он был, хотя бы у одного из трех.

2 — Научный или творческий руководитель

(04:51) Второй раздел «Научный или творческий руководитель». Дело в том, что мастерские на «Летней школе» точно не должны быть какими-то слабенькими с точки зрения содержания. Они очень разные: некоторые скорее про науку (типа мастерской «105 элемент», например, которая занимается вопросами ядерной физики), некоторые скорее про творчество (вроде мастерской «Танец»). Поэтому у каких-то мастерских есть научный руководитель, у каких-то — творческий.

Что самое важное нам надо про него знать? Нам надо знать, кто это. Будьте готовы к тому, что именно по имени, и регалиям, и авторитету руководителя мы будем ориентироваться, насколько мастерская содержательна, насколько с точки зрения своей программы она будет релевантна запросам. В принципе, руководитель может быть очень весом, но есть маленький бонус чаще всего: совершенно необязательно, чтобы руководитель присутствовал на школе все время работы мастерской. Это человек, который освящает своим авторитетом программу, и который, конечно, хотелось бы, чтобы до мастерской в какой-то момент доехал. Были прецеденты, когда он работал удаленно. Тем не менее, нам важно, чтобы он был. И чтобы он был не просто фигурой, с которой вы даже не пообщались, чтобы он был реальный. Ну, потому что мы хотим очень хорошую мастерскую, и на «Летней школе», в общем, все должно быть самое лучшее.

Там есть две графы «научный руководитель», «идейный вдохновитель» — относитесь к ним творчески. Там может быть один человек, может быть два человека, может быть даже больше. Главное, чтобы они были хороши, умны и авторитетны в той области, в которой вы собираетесь открывать мастерскую.

У идейного вдохновителя функция примерно такая же, как у научного руководителя. Откуда появилась вот эта вот графа? Она появилась оттуда, что на некоторых мастерских есть такой серьезный научный гуру, который говорит о том, что правильно, что неправильно, что вот этого человека надо звать в преподаватели, а это какая-то сомнительная личность, и лучше бы ему не быть, потому что авторитет у мастерской будет какой-то не тот, ну и тому подобное. А есть человек, который поработал автором идеи мастерской, вдохновил команду мастерской на еe открытие, ну и как-то так отошел в сторонку. Как раз для этих случаев появился пункт «идейный вдохновитель». Если у вас нет никакого специального идейного вдохновителя, просто сотрите его, это нормально.

И еще один маленький момент: в чем разница между директором и координаторами и научным руководителем? Разница в том, что директор и координаторы мастерской занимаются в первую очередь организационными вопросами. Научный руководитель (и творческий) занимается в первую очередь программой, и, отчасти, отбором преподавателей. У него роль менее загружена в смысле количества времени, которое на это тратится, но более ответственна с точки зрения содержания. На мастерской должен быть и тот, и другой. Хороша ли история, когда директор мастерской одновременно ее научный руководитель? Она возможна, но лучше нет. Лучше, чтобы в качестве директора был кто-то, у кого достаточно много свободного времени, а в качестве научного руководителя — кто-то, у кого достаточный авторитет.

3 — Описание мастерской

(08:17) Перейдем к третьему пункту: «Описание мастерской». Он самый большой. И от него зависит, на самом деле, когда мы будем принимать решение об открытии, чуть ли не больше всего. Поэтому обратите на него особое внимание, там каждый пункт, в общем-то, несет в себе довольно заметный смысл.

Социальный дефицит

Грубо говоря, это ответ на вопрос «зачем и кому вы нужны». Не стесняйтесь, смотрите вообще на ситуацию в России, фиксируйте то, что в России очень плохо развито вот это, принято делать вот это, а кажется, что вот это вот нужно. Дело в том, что на «Летней школе» нет смысла делать мастерскую, которая своей программой повторяет программу вузов или распространенную программу дополнительного образования. Это не совсем то место. К нам просто за такими программами обычно не ходят. Будут проблемы с набором участников, ну а главное, что лучше всего на «Летней школе» работает что-то такое новенькое, что нигде или почти нигде не присутствует. Поэтому найдите вот эту вот какую-то фишку, которой нет вокруг вас, и которую хочется закрыть. Ну и позиционируйте ее, как миссию своей мастерской.

Цели и задачи мастерской

Речь идет про, главным образом, цели и задачи относительно участников. Вот к вам приедет какое-то количество участников: десять-пятнадцать-двадцать (про это чуть позже). Они приедут, и приедут с каким-то запросом — что вы им дадите? Каким будет тот багаж, которого у них не было перед мастерской, и который будет после мастерской? Чему вы планируете их научить?

Не ставьте, пожалуйста, много целей. Их может быть, обычно, одна-две-три... больше уже некоторый перебор. И раскройте чуть-чуть эти самые цели в некоторое количество задач. Если у вас на мастерской несколько программ, которые ориентированы на разные аудитории, или просто про разное, то будет вполне нормально, если вы разделите цели на эти самые программы, и напишете, что цель программы первой такая-то, и она решает такие-то задачи, цель программы второй — такая-то, и она решает такие-то задачи. Ну, может быть так, что цели будут какие-то у мастерской в целом, какие-то будут различаться по программам. В общем, проявите некоторую творческую смекалку, здесь может быть очень по-разному. Относитесь вообще к этой самой заявке не как к творческому документу, а просто как к бумаге, которая призвана помочь принять решение о том, нужна мастерская «Летней школе», не нужна мастерская «Летней школе». Ну, в общем, помочь нам с вами познакомиться и с вашим замыслом.

Профиль мастерской

(11:20) Пункт (с) — профиль мастерской. Опять же, проявите максимально творческие способности. Попробуйте сами придумать, к какому профилю относится ваша мастерская. Это довольно условная история. Не расписывайте там много слов. Буквально словосочетанием, типа такого, которое вы видите в примере.

Преподавательский состав

(11:44) Преподавательский состав. Это довольно важная история в пункте (d). Видите, там есть два подпункта «преподаватели, с которыми уже есть договоренность, и которые подтвердили свое участие» и «преподаватели, которых вы планируете позвать на мастерскую». Если вы делаете мастерскую первый раз (ну а скорее всего, те, кто делают мастерскую в первый раз, сейчас слушают комментарии к заявке, потому что все остальные это уже делали в прошлом году, а, может быть, даже и раньше), то вам необязательно, а, может быть, даже и рано пытаться договориться с большим количеством преподавателей. Особенно договориться так вот железно, что «я делаю программу, вы приезжаете в такое-то время, проводите свои занятия», ну и так далее.

Но будет правильно закинуть удочку к кому-то из ведущих ваших преподавателей примерно такого вот свойства «если у меня получится открыть программу про то-то, то-то, то-то, мне нужны преподаватели, которые сделают примерно про это занятие, вы готовы это сделать в принципе?». Не берите пока на себя обязательства. Сначала мы примем решение об открытии мастерской, потом уже все договоренности можно будет финализировать. Но вам надо понимать, кого вы позовете. С несколькими вы так вот предварительно поговорите, и наметьте, кого еще вы хотите позвать. Естественно, нам интересно знать, кто это, поэтому: ФИО, регалии, место работы, ну и приблизительно, чем он собирается на мастерской, по вашему мнению, заниматься.

Целевая аудитория

(13:25) Пункт (е) – целевая аудитория. Пожалуй, самый-самый важный, потому что, от того, насколько четко вы поймете, кого вы хотите позвать на свою мастерскую, очень сильно зависит успех. Там есть три подпункта. Первый самый простой — возраст участников. Мы никогда, кажется, не ограничивали верхний порог, но при этом есть нижний.

На «Летней школе» есть разные мастерские: некоторые работают со школьниками (со школьниками, начиная с 14 лет), некоторые работают со студентами, некоторые ориентированы даже на более взрослую аудиторию. Как правило возраст участников дается двумя градациями: либо 14+, либо 18+. Можно как-то указать какие-то другие пожелания, но обычно это оказывается лишним.

Важнее пункт два: кто для вас идеальный участник мастерской. Попробуйте представить, вот то, что вы придумали, та программа, которую вы придумали, кому она будет интересна. Либо это программа такая общеобразовательная, развивающая какие-то умения, и поэтому вы будете отбирать тех, кто просто хочет себя прокачать в, не знаю, умении танцевать, такое тоже может быть. Либо эта программа достаточно профессиональная, и вам будут интересны те, кто собирается себя посвятить географической науке, и вы ровно на них ориентируете свою программу.

Здесь нужно как-то угадать, чтобы у вас целевая аудитория была достаточно четко очерчена, потому что на следующем шаге вам надо будет писать описание мастерской, и оно ориентировано на конкретного участника, и надо, чтобы в этом описании участник узнал свой запрос, и к вам пошел. Для этого как раз надо понимать, кто он — идеальный участник. А с другой стороны, не надо попадать в очень узкую целевую аудиторию с слишком конкретными запросами. Потому что могут оказаться, довольно серьезные проблемы с тем, чтобы эту аудиторию просто набрать. Здесь вот как-то надо удержать баланс и остаться посредине. Какие параметры, какие качества людей – потенциальных участников вам интересны.

Очень трудно сказать в общем, но если у вас возникают вопросы, и вы сомневаетесь, то всегда можно подергать Группу открытия мастерских и посоветоваться. Может быть, когда вы подали заявку, может быть, даже до подачи заявок.

Пункт третий: его тоже надо, по крайней мере вчерне, подумать до того, как вы написали заявку на мастерскую. Как вы эту самую свою целевую аудиторию будете привлекать? Ну то есть понятно, что есть сайт «Летней школы», есть паблик «Летней школы», понятно, что у «Летней школы» есть довольно большое сообщество, которое в принципе отзывчиво с точки зрения, если поучиться чему-то новому. Но это не гарантирует, что из этого сообщества наберeтся ваша аудитория. У ЛШ есть замечательная классная Пресс-изба, но все равно: надейтесь на Пресс-избу, на «Летнюю школу», но думайте и сами тоже, где живeт ваша целевая аудитория, куда ей надо принести информацию, на кого должна ориентироваться наша замечательная Пресс-изба, когда публикует какие-то материалы. Очень обидно бывает, когда хорошая вроде бы программа подвисает просто потому, что на неe практически нет желающих прийти, может быть, просто из-за того, что информация не нашла своих людей.

Ожидаемое количество участников

(17:00) Пункт (f) — ожидаемое количество участников и слушателей мастерской. Подумайте, какое количество участников вам комфортно. Если вы открываете на мастерской одну программу, то, наверное, не стоит уходить в очень большое или очень маленькое количество слушателей. Очень большое — это 25–30 человек. Потому что им уже будет тяжеловато. Может быть, стоит ограничиться 15–20. Очень маленькое, если у вас окажется на мастерской на программе 5–6 человек, им просто может быть грустно из-за того, что им не с кем пообщаться внутри программы. Поэтому такая стандартная рекомендуемая цифра ориентировать программу на 15–20 человек.

Ожидаемое количество участников отличается от максимального тем, что здесь, на этапе подачи заявки, мы просто хотим собрать ваши ожидания, какое количество людей вам комфортно видеть у себя на программе. Максимальное количество участников будет спрошено чуть попозже, когда уже начнeтся набор, когда уже будет понятно, как этот набор идeт, и когда можно будет спрогнозировать, сколько у вас реально будет человек, уточнить свое ожидаемое количество. Это дело весны, может быть, даже мая. Это тоже важный вопрос, но это уже вопрос следующего шага, когда уже будет понятно количество мастерских на школе, понятно, как они будут раскладываться по циклам и как будет рассчитываться численность «Летней школы» на каждом из циклов.

Пожалуйста, когда пишете ожидаемое количество участников на мастерской, учитывайте там тоже и преподавателей. Но только как-то разделяйте, что вот вы хотите, чтобы у вас одновременно было условно пять преподавателей и условно 15 участников. Если у вас несколько программ, то указывайте, пожалуйста, ожидаемое количество участников отдельно для каждой из программ. В общем, это относится и к целевой аудитории тоже, потому что она для разных программ может немного отличаться.

Внутренний результат

(19:12) Пункт (g). Внутренний результат. Там есть табличка. Для чего она? Она для того, чтобы наметить, подумать, какие, собственно, конкретные результаты будут у участников после того, как ваша программа на школе закончится. Желательно какие-то совсем конкретные и измеримые вещи. То есть: вот это вот указано в примере расширенное сознание участников в количестве 30 штук — это плохой результат. Потому что невозможно понять, он достигнут, он не достигнут.

Подумайте над чем-то более конкретным. Может быть, это проектная история. Может быть, это история, которая про написание статей. Может быть, это какой-то перформанс как итог. В общем, что-то, что вы зафиксируете.

Может быть, что результат достигается не на «Летней школе», а чуть-чуть отложен во времени. Это тоже нормальная история. Прошла программа на «Летней школе», потом какие-то еe результаты были доработаны. Ну и там, скажем, если после уже окончания лета, где-нибудь в начале сентября подведены итоги, это вполне возможный вариант.

Внешний результат

(20:20) Пункт (h). Внешний результат. Возможно, и это было бы очень даже хорошо, вы на мастерской сделаете такое, что будет интересно не только участникам мастерской. Публикации, проекты, картины, перформансы, что угодно. Вот не стесняйтесь, если вы что-то такое планируете и думаете, отметьте его прямо и в этом пункте. Планируемые сроки — опять же, не только на школе — может быть где-то в межсезонье.

Векторы 2020

И последний пункт в этом большом третьем разделе. Векторы 2020. Если вы делаете мастерскую не просто для того, чтобы она провела свою программу на «Летней школе», то, пожалуйста, подумайте: в чем еe цель, для чего она нужна, какие цели в этой жизни она вообще достигает. Этот пункт важен больше для мастерских, которые существуют не первый год, потому что у новых открывающихся основная задача — успешно провести программу. Но и для тех, кто только-только начинает, возможно, есть какие-то вещи, которые вы уже понимаете как свои дальнейшие «комитменты» на развитие. Над этим тоже неплохо поработать с самого начала.

4 — Сроки работы

(21:32) Четвeртый раздел. Сроки работы исходя из учебного плана. Сроки работы — это тот раздел, который сильно-сильно поменялся относительно прошлого, и позапрошлого годов, и три года назад. Потому что у нас изменился график работы самой «Летней школы». Если раньше она проходила в режиме 4 циклов, каждый из которых продолжался семь дней, то теперь месяц «Летней школы» разложен на 6 циклов, каждый из которых продолжается пять дней. Это довольно серьeзное изменение, потому что ровно вот в эти вот сроки вам надо будет укладывать программу.

В заявке указаны сроки циклов, и имейте в виду, что каждый цикл — это четыре учебных дня и после этого один выходной. Или условно выходной — условно, потому что он может быть занят какими-то хозяйственными работами, экскурсионными работами, выездами, общешкольными мероприятиями. Единственное, чего там лучше не делать, — это не рассчитывать, что выходной вы тоже забьeте учебными парами. Лучше всего сделать его действительно некоторым днем отдыха, потому что отдыхать тоже иногда надо, даже если вы на «Летней школе».

Обратите внимание, что перед 1 циклом ещe есть день заезда, благоустройства и знакомств и что в конце есть ещe день, когда школа разбирается и там совсем ничего учебного не может быть.

Каждая мастерская работает в сезоне 2020 не меньше, чем два цикла.

То есть вам надо планировать программу на 2 по 4. Два цикла, в которых по четыре учебных дня и один выходной посерединке. Вы можете предложить программу на 3, на 4 цикла, можете больше, максимально — на весь месяц. Но, правда, если вы делаете мастерскую только-только в первый раз, лучше на такие большие сроки не замахиваться. Может быть, вы внутри мастерской поменяете программу. Один цикл у вас будет что-то одно, другой цикл у вас будет что-то другое. Может быть, вместе с этим поменяется даже немножечко аудитория.

Но, единственное, что очень не советуем, это пытаться сделать так, что у вас 1 цикл, четырехдневный, одна программа с одной аудиторией, 2 цикл — другая программа с другой аудиторией. Просто пять дней очень мало, для того, чтобы люди вошли в само пространство «Летней школы» и эффект для них будет сильно-сильно меньше. Да в общем и вам очень сложно будет работать с аудиторией, с которой толком не успеваешь познакомиться.

Учебный план

(24:07) Раздел про учебный план. Не надо там писать сейчас — хотя нет, ну что значит не надо. Если у вас все готово, то пишите. Но вообще, не надо там писать с точностью до занятия. На уровне заявки интересны скорее как новые учебные блоки. Сколько их там — три, четыре. Это может быть, допустим, блок теоретического введения в предмет мастерской, блок практикумов, блок разговоров с людьми, которые успешны в этой области и блок самостоятельной работы, может быть, что-то такое.

Чтобы нам было понятнее, что в этом самом блоке есть, заполните, пожалуйста, раздел «Примеры занятий».

Ну и примерное время это количество пар, которое отведено на то, чтобы блок состоялся. Здесь надо иметь в виду, что летнешкольные пары это какая-то активность, которая помещается в двухчасовой промежуток.

Распорядок на «Летней школе» такой: завтрак, два двухчасовых слота для пар, обед, ещe два двухчасовых слота для пар, ужин, ну и там после ужина тоже есть время в двухчасовых интервалах. То есть что-то может начинаться в 8, в 10 вечера, но это уже скорее не учебные пары, а что-то общешкольное, развлекательно-досуговое.

Надо, правда, иметь в виду, что часть учебного времени будет занята ещe и дежурствами по лагерю — они занимают немного времени — и дежурствами по кухне, либо на готовку, либо на помывку посуды. Поэтому, когда вы рассчитываете, сколько нужно учебного времени, держите в голове, что, скорее всего, какая-нибудь из пар после завтрака, или после обеда, или до обеда у вас уйдeт одна, по крайней мере, в течение модуля, на то, чтобы поработать на благо школы.

5 — Партнeры мастерской

(26:00) Пятый раздел. Партнeры мастерской. Партнeры мастерской — это любые организации, с которыми вы сотрудничаете. Это может быть вуз, музей, какая-то общественная организация, это может быть средство массовой информации, в общем, какая угодно организация.

Единственный момент: если вы сотрудничаете с кем-то персонально, ну, допустим, с каким-то профессором какого-то вуза, и он при этом не ректор этого вуза, вряд ли у вас в партнeрах целиком вуз.

Может быть, у вас в партнeрах окажется факультет или кафедра из этого вуза, это вполне возможно. Может быть, у вас нет партнеров. Может быть, вы делаете все самостоятельно. Партнeры могут быть разными. Это может быть коммерческая организация. Единственный маленький нюанс: поскольку деньги на «Летней школе» это материя чувствительная, не очень приветствуется ситуация, когда ваш партнер, скажем так, вкладывается деньгами и на свои деньги открывает вашу мастерскую. В этом смысле ЛШ достаточно едина.

Если у вас какие-то есть денежные истории с партнeрами, несодержательные, пожалуйста, прям перед открытием, перед подачей заявки, поговорите с Группой открытия мастерских просто для того, чтобы эти вопросы уладить и здесь не было недоразумений. Здесь очень тяжело ответить в общем, потому что ситуации бывают разные. Но вполне возможна ситуация, когда какой-то партнер вам поставит оборудование, без которого вы не можете провести свою программу, это нормально. С деньгами чуть сложнее, поэтому лучше сразу обсудить перед открытием. Но в первую очередь, когда заполняется раздел «Партнeры мастерской», имеются в виду партнeры, которые больше про содержание, чем про деньги.

Ещe раз говорю, что их в принципе может не быть, но, если они есть, то, пожалуйста, укажите, чтобы мы понимали больше и о вас, и о вашей программе, ну и в том числе о ваших дальнейших планах. Если вам кто-то нужен как партнeр, то можете так и написать: мы хотели бы найти партнeрскую организацию, которая занимается тем-то и тем-то, но не знаем, как подступиться. Вполне возможно, что большое летнешкольное сообщество вам тут поможет. Кстати, это относится и к другим разделам заявки. Если у вас не хватает каких-то преподавателей, то так и пишите, что мы хотим тех-то, тех-то, но не знаем, как на них выйти. Может быть, общими усилиями мы как раз это сделаем, если сама по себе программа достойна этого.

6 — Перекрeстное опыление, межсезонье и дальнейшие планы

(28:38) Ну и наконец шестой раздел, последний в нашей заявке. Про перекрeстное опыление, межсезонье и дальнейшие планы. Он состоит из 4 частей. Первая часть — нехватка. Это практически продолжение того, о чем я сказал до того. Вам может быть нужна помощь другой части «Летней школы» или чья-то ещe для того, чтобы реализовать вашу программу. Может быть, вам нужны микроскопы. Может быть, вам нужна какая-то техника, которой у вас нет. Естественно, мы ничего не гарантируем, но напишите это в «Нехватки», и вполне возможно, что найдeтся способ, как вам помочь. Не стесняйтесь. Если вам что-то нужно и у вас этого нет, лучше написать сразу. Это, по крайней мере, более безопасно, чем если нехватка выяснится ближе к открытию мастерской.

(29:31) Избытки. Вдруг у вас есть какой-то ресурс, который может быть интересен кому-то ещe. Вдруг вы делаете взрослую мастерскую и часть приехавших на неe участников может что-то сделать, например, для школьников, для школьных мастерских. Вдруг вы делаете какую-то мастерскую с партнeром, которому интересна, может быть, даже деньгами, оборудованием, каким-то другим способом. Если у вас есть это в избытке, пишите. Не то чтобы от этого зависит, откроем мы вас или не откроем, но это может быть приятным бонусом для «Летней школы». И если избытков не намечается, оставьте этот раздел пустым, это в общем тоже нормальная вещь.

Маленький кусочек — фестивали и общешкольные мероприятия. Последние годы мы перед открытием школы проводим летнешкольный фестиваль. Маленький нюанс: эти фестивали проходят обычно в Москве. В прошлом году мы пробовали делать в Питере, может быть, будет и сейчас так. Если вы в принципе в чем-то таком готовы участвовать, надо, чтобы вы были в Москве. Ну в принципе это необязательно, мастерскую можно готовить из любого города. Отметьте, что да, мне, нам интересно. Просто чтобы мы имели в виду.

Ну и пункт «Межсезонье» — относитесь к нему довольно широко. Там могут быть любые планы мастерской на межсезонье. Просейте те четыре пункта, которые есть. Если что-то из этого отзовeтся, впишитесь. Если у вас появляется мысль про какой-то пятый пункт, смело его добавляйте. Если же планов на межсезонье нет, говорите, что нет, нам бы сейчас провести мастерскую на «Летней школе». И на этом, в общем, все. Это тоже нормально.

Мы дошли до конца заявки. Я надеюсь, что этот рассказ вам в чем-то помог. Это был Юра Романов с речью от имени группы открытия новых мастерских на «Летней школе».

Мы ждем вас с заявками, присоединяйтесь, обращайтесь с вопросами, с идеями, с предложениями и с заполненными заявками.

На всякий случай напоминаю, что срок подачи заявок до конца января, точнее, до 3 февраля 2020 года. Чтобы мы успели принять все решения.

Успехов, до новых встреч.


Альбина Ахатова, Андрей Ромашков, Антон Исанов, Мария Русанова, Ольга Стальгорова