2D мастерская — такой стала реальность ЛШ в 2020 году. В онлайн-формат перешли 14 мастерских. Мы уже спрашивали месяц назад у части из них, первопроходцев, как прошла их программа на ОЛШ. Теперь еще девять мастерских рассказали об итогах и о том, что Онлайн «Летняя школа» — это не только место просвещения, но и кладезь новых и полезных опытов.
Екатерина Анисимова, директор ОЛШ: «Плюс онлайна в том, что можно объединить много крутейших преподавателей, которые вряд ли бы приехали в Россию или на ЛШ».
Такая масштабная координация людей в онлайне — это что-то, с чем можно было столкнуться только на карантине. Когда у тебя есть коллектив, с которым ты видишься дважды в день на летучке — это одно дело. В такой ситуации ты четко понимаешь, насколько участник погружен в задание, которое выпало на его долю. В онлайне с этим сложнее: у всех разные ракурсы видео, не все включают камеру. Сложно оценить вовлеченность участников.
Предварительные итоги: те мастерские, которые проводились, очень довольны результатом. Координаторы одной мастерской сказали мне, что им настолько понравилось, что в следующем году они хотят делать снова онлайн-мастерскую либо вместе, либо даже отдельно от ЛШ. Плюс онлайна в том, что можно объединить много крутейших преподавателей, которые вряд ли бы смогли приехать в Россию или на ЛШ. То же касается и участников: приехали те, кто раньше не мог это сделать из-за большого расстояния.
Мы рассматривали разные варианты проведения ЛШ в этом году, но в финале случилось так, что онлайн оказался единственной возможностью для нас. Поэтому главное преимущество ОЛШ — это то, что мы ее провели. Одна из основных целей ЛШ — это учиться, учиться и учиться, и этот запрос мы точно закрыли. Недостатки: личное общение ничто не заменит, ЛШ — это не только учеба, но и социальная вовлеченность. Коммуникация — это очень большой отдельный пласт, который нельзя игнорировать. В онлайне к этому даже приблизиться сложно.
Для меня самым запоминающимся моментом был Новый год. Я была не в Москве, а трансляция велась у меня из дома. Это был очень необычный опыт модерации мероприятия, на котором ты физически не находишься. Другой важный момент — это разговор с директоркой мастерской кризисной журналистики Ханой Корчемной. Она рассказывала с большим восторгом про их программу, проекты и результаты. Помню, я тогда почти расплакалась от ощущения того, насколько здорово, что мы решили делать ОЛШ.
Юлия Шуляк, директор мастерской: «0 рублей было потрачено, 38 человек вошли в сообщество».
В этом году у нас было всего четыре лекционных дня. За этот срок участники изучили основы научной коммуникации, что в дальнейшем поможет им реализовать собственные проекты. Также у нас была практическая часть. Разделенные на группы участники должны были предложить решение игровой проблемы: в воображаемую эпоху неграмотности, антивакцинаторства и нежелания читать научные новости необходимо разработать способ вернуть людям интерес к изучению мира. За короткий срок команды предложили инстаграм-шоу и мультсериал, создали текстовую игру, флешмоб в TikTok и другие проекты. Признаюсь, на защите у меня аж мурашки пошли по телу: настолько визуально и содержательно это был законченный и яркий продукт.
Когда мы только начали работу мастерской, мы опасались, что в онлайне люди будут пассивными и не станут общаться друг с другом. Но нам повезло: у нас были классные ребята, которые после первых занятий начали делать мемасики, смеяться в чатике и помогать советом.
Мемы участников мастерской
7 месяцев шла подготовка мастерской. Четыре человека (я, Яна Должанская, Юля Хорошилова и Лиза Догадкина) делали ее, и одна муза (Алена Гурьева) вдохновляла. 38 потрясающих коммуникаторов и ученых приняли в ней участие. 18 блестящих спикеров выступили на программе. Пять партнеров оказали ей бесценную поддержку: Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки АКСОН, Российский научный фонд, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Центр научной коммуникации Университета ИТМО, Ассоциация Science Slam. Ноль рублей было потрачено, 38 человек вошли в сообщество, энное количество связей завязалось между ними и спикерами. Слушая в последний день мастерской отзывы участников, я всегда (и даже онлайн!) чуть ли не плачу от счастья, потому что их слова и дела подтверждают, что все это было правильно и нужно.
Подробнее об итогах мастерской здесь.
Дарья Крылова, координатор мастерской: «Бот стал альтернативой художественного руководителя для нашей мастерской».
В этом году мы планировали открыть три отделения: одно — классическое, а вот два совершенно новых — отделение монтажа и отделение звука и саунд-арта. Но когда ситуация с проведением офлайн-мероприятий прояснилась, мы точно решили перейти в онлайн и провести только классическое отделение, так как трудновато начинать в таком дистанционном режиме что-то совершенно новое.
Несмотря на то, что наше онлайн-отделение называлось классическим, оно все равно превратилось в экспериментальное, потому что новые условия заставили придумывать новые ходы. И таким первым большим и важным нововведением было создание Telegram-бота, содержание которого мы прописывали всей командой координаторов. Бот стал альтернативой художественного руководителя для нашей мастерской. Каждый день участники получали от бота теоретические материалы, какие-то рекомендации к просмотру разных документальных фильмов или лекций и задание на каждый день. Это была очень своеобразная система маячков, которые помогли бы найти ребятам свой курс. Бот был написан таким образом, что ему можно было задавать вопросы. Он, конечно, не знал ответов на все, но на более-менее экзистенциально волнующие участников вопросы отвечал. Ну или, по крайней мере, они получали подбадривание или совет обратиться к живым кураторам, которые всегда были на связи.
Обычно в конце мастерской мы устраивали показ фильмов, но в этом году мы делали не фильмы, а скорее, видеопробы, видеозадания. Их кусочки можно будет увидеть в нашем Instagram: они должны объемно отразить процессы, происходившие у нас на мастерской в течение двух недель. Кроме процесса съемок и выполнения заданий у нас еще было несколько Zoom-встреч: сначала друг с другом, потом с режиссерами Диной Бариновой и Сашей Карелиной.
По завершении мастерской было обсуждение в Zoom, на котором мы получали обратную связь от участников. Они рассказали, что для них было помогающим, а что оказалось сбивающим с толку. Если вдруг еще столкнемся с онлайн-форматом, то эти отзывы позволят нам скорректировать онлайн-программу и подход.
Варвара Борисенок, куратор нарративного модуля мастерской: «Каждое занятие было переворачивающим опытом».
На мастерской мы пытались понять, что такое нарративный подход, и примерить его оптику на себя и свою жизнь. Теоретические занятия проводили преподаватели и преподавательницы нарративного содружества «КРАЙ», а практикой с нами занимались наши кураторы и кураторки — выпускники и выпускницы «КРАЯ».
Мы не только слушали лекторов, но и сами пробовали задавать вопросы, вести беседы в нарративном ключе, работая в парах или группах. Каждое занятие было переворачивающим опытом, хочется рассказать про все и не хочется разделять. Этот модуль был единым потоком, который переместил меня в иное видение мира.
Если говорить о каких-то конкретных результатах, то мы все вместе создали пространственный конспект в Miro. Мы разделились на пять команд, каждая из которых конспектировала один воркшоп, а потом попытались связать пять кусочков в единое целое. Получилось красиво!
У нас не было цели за 5 недель сделать из участников нарративных практиков, но нам было важно, чтобы человек заинтересовался, «соблазнился», как говорит одна из основательниц «КРАЯ» Наташа Малышева. Особенность нарративного подхода в том, что его нельзя разбить на набор практик и инструментов. Это, скорее, особое мировоззрение, что-то на стыке психотерапии и философии.
Как для участницы, самым запоминающимся для меня была последняя практика, на которой у меня наконец-то получилось почувствовать невластную позицию нарративного консультанта и сохранить интерес к человеку и его истории. А для куратора — то, как были налажены процессы. За это спасибо нашей прекрасной команде: Яне Сергиевской, Лене Закировой, Сане Бондаренко и Леше Софронову.
Анна Солдатова, директор мастерской: «Для меня самым запоминающимся событием мастерской стал семинар с Карло Гинзбургом».
Мастерская «Академические навыки в гуманитарных науках» помогала студентам разбираться в вопросах взаимодействия с наукой и подготовиться к большому самостоятельному исследованию.
«Мы работали в рамках очень расширенного цикла летнего семестра. Только такой формат позволил нам реализовать программу в полном объеме. Мы встречались со студентами три раза в неделю на две пары, за счет чего нам удалось сделать программу такой насыщенной. Это были очень разнопл