Картинка к важной новости

Фото: Елена Ростунова

25 мая 2022 г. «Пресс-изба»

«Случайных людей на ЛШ не бывает»: участники о своем летнешкольном опыте

Этот текст для тех, кто ничего не знает о «Летней школе» и думает что это секта. Спойлер: так и есть. (Шутка!) Корреспондент Пресс-избы Ксюша Севастьянова пообщалась с ребятами, которым довелось побывать на «Летней школе» и попросила их поделиться своим опытом. Летнешкольники рассказали о жизни в палатках, дежурстве по расписанию и знакомствах с суперзвездами.


Ася Бутенко, участница психологического отделения в 2019 году.

Жизнь в лесу!

Это одновременно и плюс, и минус, как посмотреть. Если у тебя был опыт сна в палатке, то ты примерно понимаешь, о чем я, если нет, то готовься к неожиданностям (смеется). В палатке ты буквально спишь на улице, и просыпаться там холодно. Ты в спальном мешке, так что сам не мерзнешь, но вылезать из него по утрам эмоционально очень тяжело. Все душевые расположены на улице, то есть, ты не можешь помыть голову и спокойно в теплой комнате ее посушить. Надо бежать через весь лагерь и сушить ее уже в домике мастерской. И даже туалеты не в палатке, нужно каждый раз вылезать и выходить!

Фото: djurga

Из хороших новостей: в палатке ты проводишь мало времени и засыпаешь быстрее, чем успеваешь это осознать. И вообще ты постоянно живешь под соснами, на природе, это тот опыт, которого очень не хватает живущим в больших городах. На две недели мне лично этого более чем хватает — ты перезагружаешься и потом совсем по-другому воспринимаешь городскую жизнь и ее удобства.

Люди!

Поверь, случайных людей на ЛШ не бывает. Организаторы школы, твоей мастерской, те, с кем ты учишься — все, в той или иной степени, энтузиасты и интересные личности, с которыми можно безбарьерно пообщаться в любой момент. Хочу выделить, что многие из них оооочень крутые специалисты в своей области, с которыми ты вряд ли увиделся бы где-то кроме конференций, и там общение было бы гораздо формальнее. Тут все свои, это круто!

Профориентация!

Я считаю, что именно ЛШ повлияла на то, чем я сейчас хочу заниматься. Там очень много мастерских в супер разных направлениях и можно выбирать не только те, где ты уже что-то знаешь и понимаешь, но и пробовать что-то совсем новое. В свой первый выезд я поехала на ПсихО, которая тогда соседствовала с мастерской поведенческой экономики. Я тогда уже отнесла документы в вуз на экономику и понимала, что иду туда только из любви к математике и социальным наукам, а заниматься хочу психологией. На ЛШ я много общалась с ребятами с ПовЭка и наблюдала, что они делают. Так я заинтересовалась этой областью, и, придя в вуз, наугад решила, что хочу заниматься поведенческими экспериментами. За два года учебы я убедилась, что это моя сфера и я очень ее люблю, так что тот выбор не был ошибочным :)

Фото: Елена Ростунова
Просто переключение!

Если ты устал, вымотался, хочешь пробовать новое и расширить круг общения, как в детском лагере, но ты взрослый человек — это оно. Можно пробовать что угодно новое и на это есть 10-14 дней: одновременно много, чтобы забыть о делах и переключиться, и мало, чтобы от новой деятельности устать. Хотя жизнь тут кипит, так что на полное расслабление можно не надеяться.

Фотосет на берегу Волги!

На ЛШ много очень талантливых фотографов, которые ходят и документируют каждый день жизни мастерской. Если тебе хотелось новых фото, это твой шанс. Более того, фотографов можно в свободное время попросить поснимать не только во время погружения в учебу, но и просто помочь с воплощением каких-то идей, они почти точно не откажут.


Аня Фомина, участница мастерской реальной журналистики в 2021 году

Летом 2021 года я проходила обучение в мастерской Реальной журналистики на «Летней школе». К сожалению, поехать на берег Волги, жить в палатках и беседовать у костра – как рассказывали выпускники прошлых лет – не удалось из-за коронавирусных ограничений и жестких карантинных требований. Вместо этого руководитель нашей мастерской – журналист международного отдела газеты «Коммерсантъ» Кирилл Кривошеев – предложил собраться в Москве. На удивление, эта идея пришлась по душе не только жителям столицы, но и ребятам из других городов – Самары, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Белгорода и даже Донецка. Те, кто приехать не смог, подключались дистанционно.

Фото: Олег Цербаев

В течение недели каждый день к нам приходило от двух до четырех гостей. Все – действующие журналисты. И все – с самым разным опытом. Так, в один из первых дней мы познакомились с Ярославой Таньковой из «Комсомольской правды», которая долгие годы занималась гонзо-журналистикой. Она работала дояркой в деревне, горничной в отеле, жила в монастыре и прошла путь девушек, которые в поисках легкого и хорошего заработка попадают в секс-рабство. Советами о том, с каким набором вещей стоит отправляться в командировку и как именно нужно беседовать с людьми, поделилась журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко. Кажется, еще никто и никогда не выдавал нам столько секретов, до которых сами бы мы могли дойти только опытным путем спустя много лет.

И так – с каждым новым гостем. Кто-то делился познаниями в области дата-журналистики, кто-то рассказывал о последних командировках в горячие точки, кто-то размышлял о том, почему сегодняшнее телевидение уступает телевидению прошлого или как фотоаппарат может преобразить жизнь пишущего журналиста.

В конце дня мы были уставшие и замученные, как после тяжелого экзамена, потому что с каждым новым журналистом заново проживали все то, что он прошел на своем пути. Порой после двухчасового рассказа еще столько же времени уходило на обсуждение вопросов, которые пришли в голову по ходу дела.

Фото: Мастерская реальной журналистики

В виде выпускной работы мы должны были написать репортаж о введении QR-кодов в Москве. Помните, сколько шумихи было? Где получить QR-код мигрантам, как раздобыть его на черном рынке, в какие кафе пускают без этих волшебных кодов? Только шумиха эта продолжалась недолго: в тот день, когда мы отправились «в поле» искать фактуру для статей, правительство Москвы решило смилостивиться и отменило те самые QR-коды. Дело было в пятницу, мы не отчаялись и отправились на Китай-город: смотреть, как переполненный москвичами квартал баров и кафе доживает последние часы жесткой пропускной системы. Впрочем, и с QR-кодами во многих заведениях и вокруг них яблоку было негде упасть.


Даня Ласковый, участник мастерской художественного кино в 2021 году

На «Летней школе» я был трижды: первый раз в 2018 году на отделении социальных наук, потом в 2019 на психологическом отделении, а последней была мастерская художественного кино прошлым летом.

Наверное, начать стоит с атмосферы ЛШ. Во время первой поездки она приятным образом поразила меня: ты несколько недель живешь в палатках, помогаешь другу достать заползшего ночью муравья из глаза, но успеваешь учиться и общаться с крутыми преподавателями из топовых вузов и со специалистами из разных интересных сфер.

Фото: Светлана Сковер

Если попытаться рассказать про ЛШ чуть более структурированно, то тут можно выделить следующие важные моменты:

Люди

Возможно, организаторы и участники «Летней школы» – это, действительно, то, что делает проект крутым. Ты на несколько недель попадаешь в коллектив, где вы все заинтересованы какой-либо общей темой, общаешься с людьми, которые в этом разбираются, и, что важно, готовы не просто читать лекции, а вести с тобой диалог и делиться опытом. Тут вспоминается интервью с Григорием Тарасевичем, которое я, будучи школьником (совершеннолетним!), брал в курилке на берегу Волги на фоне прекрасного заката и проплывающих барж. Ещё один важный момент: на школе много мастерских и при желании ты можешь в свободное время посещать их лекции и мероприятия. А если не об учебе, то хотя бы поболтать во время обеда или сыграть вместе в баскет.

Обучение, наука и бла-бла

Касательно учебного момента ЛШ также оставила только положительные воспоминания. Именно на «Летней школе» я определился со своей дальнейшей образовательной траекторией, направлением поступления и даже отчасти вектором дальнейших научных интересов. Тут, и правда, основной момент в том, что преподаватели готовы общаться с тобой неформально, рассказывая какие-то личные истории, делясь опытом за кружкой чая. Это всё позволяет сделать продуктивнее, а самое главное, приятнее процесс изучения чего-либо. Также нельзя не упомянуть других участников мастерских. В своё время именно от них я узнал о перечневых олимпиадах и особенностях подготовки к ним, что впоследствии позволяло поступить в университет без вступительных испытаний, не мучая себя ожиданием списков и подачей документов на разные направления.

Фото: Настя Цицинова

Кроме того, важно отметить и общешкольные научные мероприятия – «Золотые лекции». Это те вечера, когда на школу приезжают разные классные специалисты и исследователи из различных сфер и для всех летнешкольников в увлекательном формате рассказывают о психологии, физике, социологии и многом другом.

Досуг и развлечения

Вспоминая о «Золотых лекциях», где собирается много людей, нельзя не сказать о вечерних кострах, где людей собирается еще больше. Это такие крутые вечера на берегу, когда организуется один или несколько костров (Прим. авт. — в специально оборудованных для этого зонах), вокруг которых собираются участники, поют там песни под гитару, жарят сосиски и маршмэллоу, просто общаются. Порой на такие вечера приезжают и известные исполнители: Псой Короленко, Жак-Энтони и другие. Даже ходят слухи о Монеточке… Правда, она тогда была просто участницей на отделении социальных наук.

Также, помимо вечеров у костра, есть море других классных досуговых мероприятий: это и театральные постановки, и различные творческие вечера со стихами и рэп-баттлами, и кинопоказы («Твин Пикс», выведенный проектором на сосны, запомнился особо).

Помимо всего прочего, для любителей спорта также есть много своих активностей: тут и йога по утрам, и баскетбол, и волейбол и много всего другого. Ну и нельзя забывать о таких элитных досуговых практиках как пятнадцатиминутный поход в местный магазин за территорией ЛШ и купание в Волге-матушке.

Условия, быт и вот это всё

Перед поездкой на «Летнюю школу» меня немного пугала жизнь в палатке в течение трех недель. Но по итогу всё оказалось гораздо проще и приятнее, чем в моих ожиданиях. Координаторы помогли мне поставить палатку и дали пару пенок, так как своих у меня не было. Есть в этом определенный шарм: даже вычерпывать воду из палатки походным стаканом было скорее забавно, чем стремно. Здесь важно отметить, что во время первых двух школ я был ещё школьником, поэтому не занимался уборкой туалетов, но есть подозрение, что тут шарма чуть поменьше.

Фото: Елена Ростунова

Говоря про еду, этот аспект тоже приятно удивил. У меня даже остался почти нетронутым запас орехов, сникерсов и чипсов, привезенный с собой. Процесс готовки и уборки был распределен по мастерским, например, завтрак готовит мастерская «Образование», а посуду моет ПсихО, на обед и ужин уже другие две пары мастерских. С учетом количества мастерских получалось, что какая-либо работа на кухне осуществлялась раза три в неделю, что не приносило трудностей, ведь всегда можно включить музон и покреативить с названием блюд. Единственной проблемой был так называемый «дефект кана», но это уже совсем другая история…

Подводя итог этой небольшой рефлексии, можно сказать, что «Летняя школа» – это и правда очень классные несколько недель летом. Словно ты в пионерлагере «Совёнок», чиллишь и кайфуешь от жизни, изучая разное новое и интересное. Словно свой отдельный и уникальный мир, большое и незаурядное «поле экспериментов».

До встречи под соснами!

Беседовала Ксюша Севастьянова