Картинка к важной новости

Фото: Даша Конова

29 ноября 2023 г.

Библиотека как PR-центр

В этом году в ШНЖ открылось новое направление — «Популяризация науки в библиотеках». Мы поговорили с автором идеи проекта #НАУКАБОЛЬ Антоном Смирновым и куратором трека Марией Пилипенко и узнали, чем занимаются библиотекари на «Летней школе» и за ее пределами. А еще обсудили настоящее и пофантазировали о будущем библиотек!

Как появилась идея создать такое направление?

Антон: Появился своеобразный социальный запрос. От него и отталкивались. Изначально библиотеки столкнулись с тем, что очень много старых форматов работы с читателями и с населением вообще устарели, стали скучными и никому не нужными. Но все поменялось: сейчас библиотека — это новое пространство, и совсем не про то, чтобы прийти и просто взять книжку. Да и уровень образования самих библиотекарей стал совершенно разносторонним. Поэтому, как мне кажется, наше направление довольно перспективно.


Мария Пилипенко — директор Универсальной библиотеки ОИЯИ имени Д.И. Блохинцева (Дубна), Антон Смирнов — заведующий библиотекой школы № 1540 (Москва).


Мария: Московские библиотеки, например, уже лет двенадцать как круто развиваются. Начиналось все с Бориса Куприянова (издатель, соучредитель книжного магазина «Фаланстер», в 2013-2015 гг. был заместителем директора Московского городского библиотечного центра и занимался реформой московских библиотек — прим. ред.), и сейчас многие библиотеки продолжают хорошеть. Однако в регионах все еще можно увидеть в библиотеке стандартную выставку к какой-нибудь знаменательной дате, стандартный кружок по рисованию, стандартный кружок по вязанию. Все в духе: «А еще кружок по фото, а еще мне петь охота». Есть, над чем поработать. И поработать нужно: библиотеки сейчас, по-моему, остались последним местом, куда можно попасть свободно и бесплатно — прийти поработать, получить консультацию, взять книгу, посетить интересное мероприятие.

Библиотеки — это сеть бесплатного, классного досуга.

Я не знаю, есть ли что-то, что мы можем сравнить с библиотеками. И, конечно, их просветительский потенциал надо развивать. Для этого мы здесь.

Кто мог стать участником мастерской?

Антон: Мы приглашали людей с опытом библиотечной деятельности. И к нам приехали ребята буквально со всей России, из разных городов — от Иркутска до Москвы.



Чем вы занимаетесь на мастерской? Популяризаторы науки в текстах пишут статьи, на направлении иллюстраторов создаются картинки, комиксы и инфографика. Что делаете вы?

Антон: А мы делаем мероприятия. Наша задача здесь — как раз подготовить и реализовать проект. Тематика немного кринжовая — #НАУКАБОЛЬ. Отталкивались от мема «Жизнь-боль», взяли его за идею. Мы решили спросить у участников «Летней школы» — это часто как раз ученые, исследователи, популяризаторы, — что их обычно шокирует в ситуации взаимодействия с людьми вне науки. Например, кто-нибудь в компании узнает, что вы занимаетесь биологией, химией или исследованиями в любой другой области, и тут же задает вам дурацкий вопрос. В таких ситуациях обычно сразу навешиваются ярлыки от такой, скажем, неосведомленности обычного человека. И от этого устаешь, раздражаешься.

Мы подвели под это лекционную часть. Обычно для лекций выбирают какие-то фундаментальные темы — онкология, вакцинация, черные дыры. Мы решили оттолкнуться именно от базового непонимания человека, не увлекающегося конкретным направлением науки. Рассказать ему как раз о предмете изучения, исследования в целом, тем самым расширив представления о научном мире.



О том, как прошла #НАУКАБОЛЬ, мы писали в Telegram.


Но мероприятие — промежуточная вещь. Основная задача — сделать что-то вроде методички для других библиотек (университетских, школьных, публичных), по которой они смогли бы провести свое научно-популярное мероприятие.

Мария: Да, методичка будет результатом нашей работы в этом сезоне, продуктом общедоступным, которым могут воспользоваться как участники мастерской, так и все желающие. Создав такую методичку, мы сможем дать в руки коллегам инструмент для оживления библиотеки, для привлечения новой целевой аудитории. Поможем разрушить стереотип о библиотеке как о пыльном месте, в котором нельзя шуметь, и сформировать у людей новый взгляд на это пространство.

А что будет в этой методичке?

Мария: Там будет написано, что это за мероприятие, какие у него цели и задачи, зачем оно вообще нужно. Будет довольно подробно описано, как его сделать: где найти спикеров под задачу и под имеющиеся ресурсы, как сделать сопровождение — информационное или визуальное. Например, для нашей #НАУКАБОЛИ мы организовали выставку книг и придумали онлайн-викторину. Также мы заранее собрали очень много откликов ученых-исследователей, узнали, с какими стереотипами о своей профессиональной деятельности они сталкиваются. И я видела, как у посетителей нашего мероприятия явно что-то поднимается в душе, когда они читают чужие цитаты. Они тоже начинают говорить о том, что их бесит.


Методичка, кстати, уже готова! И доступна по ссылке.


На «Летней школе» вы воплощаете в жизнь просветительский, научно-популярный проект. А какие еще мероприятия можно проводить на базе библиотек?

Антон: Любую форму мероприятий, которая может прийти вам в голову, вот совершенно любую умеют воплощать в жизнь библиотекари. Хотите провести огромный фестиваль со звездами? Это мы тоже умеем.



Вы говорили, что библиотека уже давно стала новым пространством, перестала быть местом, куда люди приходят исключительно для того, чтобы читать книги. Тогда как бы вы определили ее основную функцию в современном мире?

Антон: Основная задача библиотеки, это еще Крупская (российский революционер, советский государственный партийный деятель, супруга В.И. Ленина — прим. ред.) написала, — доставить информацию до человека. Вот, допустим, ШНЖ пишет, а мы — продвигаем. Библиотека продвигает все в массы — и журналы, и книги, и знания в целом.

Библиотека работает как PR-центр.

Каким, как вам кажется, должен быть современный библиотекарь?

Антон: У него должно быть критическое мышление и творческий запал. Последнее прямо необходимо, потому что есть у нас такая профессиональная проблема: нас мало, а мероприятий много. Нам нужно быстро вникать и быстро действовать.

Ни один event-менеджер не сделает то, что сделаем мы на коленке, быстро и с эффектом «вау».

Мария: Конечно, библиотекарю необходимо любить книги. Ему нужно любить людей, быть к ним терпеливым, всегда оставаться гостеприимным.

А если говорить о каких-то неочевидных компетенциях? Со стороны кажется, что библиотекарь — это такой книжный червь, который просто следит за книгами и выдает их на руки. Но при этом на базе библиотек проводятся разного рода мероприятия, которые организовываются силами ее сотрудников. Это же все требует конкретных навыков — например, работать в Figma, уметь фотографировать, уметь договариваться со спикерами, фондами и так далее. Что должен уметь современный библиотекарь?

Антон: Все это должен уметь библиотекарь, да. Даже больше. Но, как я уже говорил, нас мало на конкретной площадке, поэтому мы не можем разделиться на PR-отделы или отделы поиска информации, ресерча. Большая библиотека может себе такое позволить. Публичная — достаточно сложно, но можно, при помощи Центрального пункта (Центральная библиотека области, округа, города или региона, которая выступает в качестве координационного и методического центра и помогает публичным библиотекам, входящим в централизованную библиотечную систему — прим. ред.). Но в основном библиотекарь должен разбираться в этом самостоятельно. Благо, есть куча курсов повышения квалификации. Тем более, например, в Москве нам этим Департамент [культуры] помогает. А так — интернет и онлайн-обучение. В любом случае, самое главное — это самообразование. Ну и умение отслеживать возникающие запросы. Мы же на кого работаем? На людей. Вот у них есть какая-нибудь потребность, тенденция общая в каком-то направлении — ты на это реагируешь, обучаешься и воплощаешь в жизнь.

Мария:

Перед таким широким спектром компетенций очень важно взять себя в руки и начать с унылого маркетинга, с освоения продуктового подхода.

Как правильно продвигать ивенты и разные активности, если у нас маленький бюджет или его нет вообще, как делать интересные коллабы, как звать людей, как создавать волонтерские команды при библиотеках. Уже давно есть направление культурного маркетинга, есть низкобюджетный маркетинг, есть специалисты, которые круто все это объясняют и бесплатно дают материалы. В общем, вперед — иди учись! Это кажется очень скучным, но если мы не начнем с такого подхода, то мы в итоге будем работать на голом энтузиазме — «А давайте сделаем!» — и делать мероприятия, на которые никто не придет, потому что мы не спросили себя: «А зачем?»



Как вы представляете будущее библиотек?

Антон: Возможно, появится библиотекарь-нейросеть, а нам останется только мероприятия проводить. Этого нейросеть не сможет. Вообще было бы круто автоматизировать процесс выдачи книг, сделать что-то вроде постаматов, как у маркетплейсов и интернет-магазинов. Это бы стало хорошей разгрузкой.

А мы смогли бы развивать тенденцию библиотеки как культурного центра — площадки, где можно реализовывать себя и дать реализоваться другим.

Ну и хочется, конечно, чтобы при этом всем сохранялся принцип бесплатности.

Мария: В принципе, в некоторых московских библиотеках процессы книговыдачи автоматизированы. Ты берешь книжки самостоятельно в киоске: пришел, сам себя записал, забрал, а потом сдал их туда же (имеются в виду RFID-терминалы для самообслуживания — прим. ред.). И подобные технологии можно масштабировать — на другие столичные библиотеки и на всю страну. Но библиотека как место встречи человека с человеком, человека с книгой, человека с информацией, человека с просвещением — она без человека, другого человека, не получится. Если вы приходите в библиотеку, а там сплошная автоматизация, то вы возьмете книгу и уйдете. Но должно быть иначе: если вы зашли в библиотеку, то вы должны выйти оттуда немножко другим.

Библиотеки могут быть как принимающим и гостеприимным местом осмысленного, интеллектуального досуга, так и местом чего-то чиновничьего, неживого, вот этим «храмом книги». Хотелось бы, конечно, идти по первому пути.



Какие у вас планы на следующий сезон?

Антон: Я надеюсь, что в следующем году наша мастерская будет не в составе ШНЖ, а совершенно отдельно, потому что на самом деле у нас не так много точек соприкосновения. У библиотекарей много интересных и сложных задач, которые нужно решать именно в профессиональном сообществе. Надеемся, у нас получится, и мы откроем свою мастерскую.


Текст: Алена Перцева

Редактор: Нора Семиврагова

Фото: Лена Ростунова, Даша Конова, Слава Замыслов, Ваня Ситнянский