Осенью «Образование», Психологическое отделение и Лаборатория «Ученическая» вместе с подростками из пермской гимназии №3 проектировали маршруты по городу, учились слышать друг друга и проверяли на практике, как работает соучастие. Вероника Мальцева с «Образования» рассказывает, как это произошло и почему этот опыт хочется продолжать.
Каждый участник «Летней школы» знает: здесь он сможет найти команду для любого проекта. Так и идея «Пермских сезонов» родилась не из заявки и не из стратегии, а из простого разговора в лагере.
«Мы на “Летней школе” разговаривали с Юрой Романовым, и он меня спросил: “Что, когда Пермские сезоны делаем?” Я говорю: “Так я вас уже который год зову, приезжайте, что-нибудь сделаем”», — вспоминает Вероника Мальцева.
Дальше всё произошло по летнешкольной логике: разговор продолжили в большей компании и на директорате, шутка перестала быть шуткой — стало понятно, что можно попробовать. Времени было мало: с начала августа и до ноября. Но команда решила рискнуть.
Если получится — отлично. Если нет — будет опыт.
Так, «Образование», Психологическое отделение и Лаборатория «Ученическая» объединились вокруг выезда в Пермь. Соорганизатором и заказчиком проекта стала гимназия № 3 — школа, в которой Вероника работает и которую хорошо знает изнутри. Темой стало соучастное проектирование с подростками.

С 1 по 3 ноября участники интенсива жили и работали в гимназии. Это, конечно, не жизнь в палатках, но узнаваемо по духу. В школе организовали спальные места на 40 человек: сдвинули диваны и лавки, привезли матрасы из военного института, разложили подушки и одеяла. «Выглядело это, конечно, очень аутентично», — смеется Вероника.
Пермские сезоны прошли по классике выездных мероприятий: утром зарядка, днем учеба и работа в группах, вечером музеи и прогулки по осеннему городу. Ночевали и мылись в школе, там же пели песни под гитару.

Работа была организована так: четыре группы, в каждой — подростки и взрослые. За процессом следили фасилитаторы — всего четыре организатора на месте, каждый работал с одной группой.
Формат соучастного проектирования возник не как модное слово, а как честный ответ на вопрос: «А что нам самим интересно сделать в этой школе?».
«У нас достаточно свободно говорящие дети, которым дают возможность регулярно что-то предлагать. И поэтому они знают, что могут сделать что-то по-настоящему».
Поэтому задачей «Пермских сезонов» стало проектирование образовательных маршрутов по Перми вместе с подростками. Не для них и не вместо них, а вместе.
Принцип был простой и трудный одновременно: все идеи — и взрослых, и подростков — равноправны. Нет главного, который «знает лучше». Есть общий процесс, ответственность и разные оптики.
Но, конечно, на словах это звучит проще, чем на практике.


«Педагогам вообще очень часто сложно услышать подростков. Услышать — это не значит послушать. Мы же привыкли, что мы находимся сверху».
Взрослые в группах регулярно скатывались в две крайности. Либо начинали придумывать все за подростков, потому что «так будет лучше». Либо внешне демонстрировали вовлеченность, но продолжали вести себя как на уроке: подталкивать, вызывать, направлять.
Трудным оказалось услышать подростков и быть с ними наравне. Еще труднее – услышать другого взрослого.
Обычно сложно принять чужую идею, особенно когда идей много, а хотелось бы, чтобы реализовалась твоя. Подростки, вопреки ожиданиям, чаще всего справлялись с этим лучше. Они слушали друг друга, не перебивали — даже пятиклассники. Могли аргументированно возразить взрослому или принять его идею.
Маршрут для идеальной жизни по мнению пятиклассников: 1) спать, 2) кушать, 3) играть, 4) гулять, 5) кайфовать. Круги означают «повторять ежедневно много раз».
А вот договориться между взрослыми оказалось сложнее. Кому-то было трудно уступить инициативу, другой на это раздражался, третий наоборот не мог вставить слово. Основное напряжение возникало именно здесь — и решалось силами фасилитаторов.
Здесь стоит отдать должное среде. Для гимназии № 3 тема субъектности подростков не абстрактна. В школе работает Совет командиров — полностью ученическая структура из 120 участников, которая организует почти всю внеурочную жизнь для 1800 учащихся: от праздников и летних площадок до написания грантов на технику. Учителя, например, не имеют права подойти к технике в актовом зале без разрешения детей. Это их зона ответственности.
При этом на уроках подростки все равно часто оказываются в привычной школьной рамке, которая знакома многим: твое участие зачастую не требуется, делай, как сказано.
«Когда в школе вокруг взрослые и тем более незнакомые люди, подросткам было сложно выйти и “на ушах походить”, умыться или взять печеньки — в общем, взять паузу и перезагрузиться, — рассказывает Вероника. — Они будут улетать мыслью куда-то, но все равно сидеть. Я не знаю, как это победить. Мои ученики только года за два-три непрерывной работы учатся, что у меня можно не спрашивать на это разрешения».
На «Пермских сезонах», кажется, удалось сократить этот разрыв. «Одна девочка, тихая и замкнутая, написала в обратной связи, что не ожидала, что ей будет так легко общаться с незнакомыми взрослыми людьми и предлагать свои идеи. Так что ей очень понравился этот формат».

За три дня участники познакомились с пермскими инициативами, работающими с подростками и соучастием: пространством «Тут», Пермской художественной галереей, Горзеленстроем, Советом командиров гимназии №3, а также с опытом Красноярской гимназии №1 «Универс».
Главным результатом стали четыре образовательных маршрута: два профориентационных для 8–9 классов и два познавательных для пятиклассников. Гимназия №3 находится в отдаленном районе города, поэтому было важно не только спроектировать маршруты за пределами школы, но и учесть транспортную доступность, возраст и интересы школьников.
Профориентационные маршруты были устроены не вокруг «куда поступать», а вокруг вопроса «как в реальном мире люди вообще живут и работают», и только потом — где этому можно научиться.
А один из маршрутов — мистический — целиком вырос из подростковых идей: заброшенные места, городские легенды, пугающие здания с сомнительной историей.

Опыт оказался настолько насыщенным, что у команды не осталось сомнений: «Это редкий формат — соучастное проектирование на несколько дней. Его мало кто делает, тем более хорошо. Мы поняли, что хотим это продолжать».
Скажем сразу: формат подойдет не всем.
«Очень важно честно ответить: а вы готовы позволить немножечко себя задвинуть, снять с себя педагогическую корону и включить подростков как равных? Если нет — в соучастие лучше не заходить».
А если вы хотите проектировать образовательные маршруты, городские пространства, программы или события вместе с подростками, а не для них, этот формат может вам подойти.
Интересно попробовать? Пишите нам, команда «Пермских сезонов» открыта к диалогу. Придумаем что-нибудь классное вместе!
Сайт проекта «Пермские сезоны»
Текст: Вероника Мальцева, Антонина Широких
На фото: Хо́хловка, музей деревянной архитектуры под открытым небом